Пленэр (от фр. En plain air – «на открытом воздухе») – термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействие солнечного света и окружающей атмосферы. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. Проще говоря, пленэр – это процесс рисования природы на свежем воздухе.

Обсерватория ЮНЕСКО по межкультурному и творческому образованию в Центральной Азии, при школе изобразительного искусства и технического дизайна имени А. Кастеева, организовала Республиканский пленэр мастер-класс «Праздник ремесел: Объединяя мир», посвященный 20-летию сотрудничества ТЮРКСОЙ и ЮНЕСКО, а также 25-летию Национальной Комиссии Республики Казахстан по делам с ЮНЕСКО ИСЕСКО. Проведение Республиканского пленэра способствует расширению научно-практических и творческих задач художественного и патриотического воспитания подрастающего поколения нашей страны, совершенствованию современных моделей образования.

На Республиканский пленэр съехались юные художники со всего Казахстана, а также приехали гости из Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. В течение недели дети и их преподаватели изучали ремесла разных народов, учились вышивать, ткать войлочные ковры, создавать предметы декора для юрты и многое другое в оздоровительном комплексе «Тау-Самал». Здесь каждый нашел пейзаж по душе: гостей из теплых стран радовал снег, а те, кто преимущественно живет в степных зонах, непрестанно восхищались величественными горами Алматы.

У юных художников почти не было времени на отдых – мастер-классы сменяли практические занятия, ребята выезжали на Или, по вечерам смотрели фильмы, а после просмотра делились впечатлениями.

На Республиканский пленэр съехались более 180 человек – юные художники и их педагоги. Образовательные мастер-классы проводились не только для детей – в создании предметов искусства участвовали и сами учителя. После прохождения обучения каждый участник получил сертификат.

В пленэре могут участвовать исключительно дети художественных школ, ведь мастер-классы проводят именитые художники, объясняющиеся все на профессиональном языке.

Всего было проведено шесть мастер-классов. «Птица весна» - традиционная узбекская роспись. Задача заключается в следующем: каждый участник получает фигуру маленькой птицы, которую необходимо покрыть изысканным орнаментом. Технике нанесения орнамента детей и коллег обучала Ольга Вячеславовна Яикова, художник-дизайнер, руководитель арт-бюро «Колибри» из Ташкента.

Затем дети учились делать «баскур» - один из самых главных элементов юрты. Баскур представляет собой длинную тесьму, вытканную узорами. Ее используют для оформления юрты. Мастер-класс проводила Шолпан Сетаевна Киргизбаева, педагог высшей категории школы изобразительного искусства и технического дизайна имени А. Кастеева.

 

Встреча с героем фильма

Вечер пятницы участники пленэра посвятили просмотру фильма «Жау жүрек Мың бала» (что в переводе обозначает «Войско отважных»). После фильма зрителей ждал сюрприз – на встречу с ними пришел главный герой фильма Асылхан Толепов. Сколько радости было в глазах у детей.

 

Наурыз

22 марта участники пленэра выехали в школы Кастеева, чтобы дружно отметить главный праздник весны – Наурыз. В этот день ремесленники организовали «Восточный базар», где каждая страна выставила свои изделия.

На «Арбате» расположили юрту, обтянутую тем самым баскуром, который смастерили всей большой командой.

Художники отображают окружающий их мир оригинально, доходчиво и гармонично, стремясь создать новое и неповторимое. Они могут создавать то, что воздействует на других людей, на их эмоции и сознание, порождая в них чувство красоты и понимание гармонии изображаемых образов. Художники отличаются от остальных людей, что иногда заставляет их сковывать свое мировосприятие. А такие пленэры объединяют юные таланты, делают их увереннее.

 

 

Статья из республиканской газеты для детей «Дружные ребята»